Вопрос #20081: Хадис о нисхождении Аллаха
«,.. Когда наступает последняя треть ночи, Аллах спускается на нижнее небо и говорит: «Ни кто не спрашивает о Моих рабах больше, чем это делаю я. Кто просит меня, чтобы Я дал? Кто взывает ко мне, чтобы я ответил? Кто ищет прощения, чтобы я простил?»
Насколько достоверен этот хадис?
И каково значение этого хадиса?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Ваш вопрос затрагивает две проблемы:
1. На сколько достоверен этот хадис.
Это сахих хадис, который подтвержден двумя наиболее достоверными книгами, после Корана. Он передан у Бухари в Сахих (1145) и у Муслима (1261) от Абу Хурайры, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Господь спускается каждую ночь на нижнее небо, когда наступает последняя треть ночи и говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил? Кто просит Меня, чтобы Я дал? Кто ищет моего прощения, чтобы Я простил»
Этот хадис передан от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) примерно 28 сахабами, и Ахли сунна единогласна относительно него и принимает его.
Что имеется ввиду под спусканием на нижнее небо:
Необходимо отметить, что спуск Господа на нижнее небо – это одно из действий которое приписывается Ему и соответствует Его желанию и мудрости. Его спуск реален, так как подобает Его Величию и Мощи. Аллах спускается на нижнее небо как Он пожелает, когда Он пожелает. Преславен Он, нет ничего подобного Ему, и Он Всеслышащий, Всевидящий. Не возможно изменить смысл этого хадиса, сказав, что имеется ввиду Его приказ или Его милость, или что Его ангелы спускаются. Это является ложью по следующим причинам:
а. Это объяснение идет в разрез с внешним смыслом хадиса. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) приписал нисхождение или спуск Аллаху, и основным принципом является то, что действие приписывается тому, кто его делает. И если оно приписывается другому, то это идет в разрез со здравым разумом. Мы знаем, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) самый знающий из людей об Аллахе, и что он наиболее красноречивый из людей и наиболее правдивый в том, что он говорит. В его речи нет лжи и не возможно, чтобы он приписал Аллаху то, что к Нему не относится из Имен, Атрибутов или действий. Аллах сказал (перевод смысла):

«Если бы он приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку (или схватили бы его крепко), а потом перерезали бы ему аорту» (39:44-47)
Более того, единственным желанием Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) было наставление человечества, поэтому если он сказал: «Наш Господь спускается» и кто-то скажет, что противоречит внешнему смыслу этих слов, например, что это Его приказ спускается, то мы скажем: «Вы знаете об Аллахе больше, чем Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наш Господь спускается», а вы говорите, что Его приказ спускается. Или вы более искренне к умме чем он, так как вы говорите, что он должен был сказать им одно, а сказал другое. Вне всяких сомнений, человек который говорит людям одно, а имеет ввиду другое, не является искренним по отношению к ним.
Или вы думаете, что вы красноречивее чем Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует)?! Эта трактовка похожа на обвинение Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) в недостатках, что ни один мусульманин не может принять.
Б. Снисхождение Его приказа и милости не ограничено этой частью ночи, напротив Его приказ и милость снисходят всегда, все время. Если сказать, что имеется ввиду определенный приказ или определенная милость, которая не бывает в другое время, то ответом будет: если предположить, что эта трактовка верна, то хадис указывает на то, что этот спуск останавливается на нижнем небе, и какая нам польза от этого, если милость осталась на нижнем небе не достигнув нас? Почему Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) никогда об этом не говорил?
В. Хадис указывает, что Тот Кто нисходит говорит: «Кто взывает ко Мне, чтобы Я ответил Ему? Кто просит Меня, чтобы Я дал? Кто ищет моего прощения, чтобы Я простил?» А этого не может сказать никто кроме Аллаха, Субханаху ва Тааля.

См. Маджму Фатава ва Расаиль аль Шейх Мухаммад ибн Салих аль Усеймин., 1:203-210