Вопрос #198400: Побивание камнями и отрезание руки – это наказания, которые установил Аллах Своим рабам, исходя из мудрости и милости к ним

Отрезали ли во времена посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, руки за воровство?
Был ли побит в его время камнями кто-нибудь за прелюбодеяние?
Я слышал, что некоторые лекторы, говоря об исламском государстве, то есть о халифате праведных халифов, османском и аббасидском халифате, заявляют, что за все это время было отрезано лишь девять рук! Правда ли это?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Во-первых.
Всевышний Аллах узаконил наказание для защиты границ, преступать которые не должно, для сохранения прав рабов Своих, хранить которые Он велел, для очищения грешников и искупления их грехов, для удержания человека, собственная душа которого толкает к греху, а также сделал это наказание экзаменом, дабы отличить, кто действительно верует в Него и Его закон, кто слушает и повинуется, от того, кто не поднимает головы на зов Аллаха и не видит ничего плохого в нарушении установленных Им границ.

Во-вторых.
Во время пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было и побивание камнями, и отрезание руки.

Что касается побивания камнями, то об этом говорится в хадисе, переданном аль-Бухари (№ 6830) и Муслимом (№ 1691). Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «‘Умар ибн аль-Хаттаб, сидя на минбаре пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Воистину, Аллах послал Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с истиной. Он ниспослал ему Книгу, среди аятов которой был аят о побивании камнями (раджм). Мы прочли, запомнили и поняли его. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побивал камнями, и мы поступали также после его смерти. И я опасаюсь, что когда пройдет время, среди людей появится человек, который скажет: „Мы не находим в Коране упоминания о побивании камнями!“, и люди придут в заблуждение и оставят обязанность, исполнять которую велел Аллах. Воистину, Книга Аллаха гласит, что должно побивать камнями женатого прелюбодея (прелюбодейку), если будут предоставлено доказательство прелюбодеяния, или если наступит беременность, или если человек признается сам“».

Сообщается, что Джабир ибн Самура сказал: «Я видел Ма‘иза ибн Малика, когда его привели к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Ма‘из был невысокого роста и плотного телосложения. На нем не было плаща. Он четыре раза засвидетельствовал, что совершил прелюбодеяние. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: „А, возможно, нет?“ Он ответил: „Нет, клянусь Аллахом, я совершил прелюбодеяние“. И тогда он приказал побить его камнями» (Муслим № 1692).

Ибн Кайим, да помилует его Аллах, сказал:
«Те люди, побить которых велел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за прелюбодеяние известны и перечислены. История их также известна. Эти люди: аль-Гамидийа, Ма‘из, Сахибату-ль-‘асиф и два иудея» (ат-Туруку-ль-хукмийа. С. 53).

Что касается отрубания руки за воровство, то это также имело место при пророке, да благословит его Аллах и приветствует.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен её Аллах, сказала: «Курейшиты обеспокоились о женщине, которая во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, при Открытии Мекки своровала. Они стали советоваться: „Кто скажет об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?“
„Кто же осмелиться на это, кроме Усамы ибн Зейда, которого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, очень любил?!“ – решили они. И тогда Усама привел её к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему о ней. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, изменился в лице и сказал: „Ты ходатайствуешь о том, чтобы не исполнилось наказание Аллаха?!“ Тогда Усама сказал: „Попроси Аллаха прощение для меня, о посланник Аллаха“.
Когда наступил вечер, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям. Он должным образом восхвалил Аллаха и после сказал: „Воистину, народы, жившие до вас, были погублены за то, что не наказывали благородного человека за воровство. Но если воровал человек слабый, то наказывали. И клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы Фатыма дочь Мухаммада своровала, то я отрезал бы ей руку“. После он велел привести женщину, которая совершила воровство, и ей отрезали руку» (аль-Бухари № 6788, Муслим № 1688).

Сообщается от Сафъуана ибн Умайи, что один мужчина своровал плащ. Человек, у которого своровали, привел вора к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк велел отрезать вору руку. Мужчина, владелец имущества, сказал: «О посланник Аллаха, я простил его». На что пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если бы это произошло до того, как ты привёл его мне, о Абу Уахб». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел отрезать ему руку (Абу Дауд № 4394, ан-Насаи № 4879). Здесь приведена версия ан-Насаи. Аль-Альбани в «Сахиху-н-Насаи» сказал, что хадис достоверен.

В-третьих.
Слова о том, что за время Исламского халифата, вплоть до последнего халифы аббасидов, за воровство было отрезано лишь девять рук, неверны в корне. Эти подсчеты невозможны, так как существовало множество мусульманских правителей, и жили они в разных странах. Подсчитать все их и во всех странах возможным не представляется. Прошло столько лет, и нам неизвестно, что кто-то в истории подсчитывал, сколько и при каком халифе было отрезано рук и применялось побивание камнями. Это невозможно, и уж тем более нельзя заявлять, что уже подсчитали, и руки отрубили лишь девятерым!

Совершенно точно, что людей, которым была отрублена рука за воровство на протяжении этого временного периода, намного больше.
Нам не совсем понятна цель слов о том, что их было только девять. Книгой Аллаха и Сунной Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, достоверно установлена обязательность исполнения этих наказаний, и никто из ученых не высказывал иное мнение. Для дополнительной информации по этой теме обратитесь к ответам на вопрос № 9935 и № 14312

А Всевышнему Аллаху ведомо лучше.