Вопрос #169682: Какое самое великое поклонение, которое удаляет злодеяние?
Всевышний Аллах сказал:
إن الحسنات يذهبن السيئات
«Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния» (сура «Худ», аят 114).
Какое самое великое поклонение, которое удаляет злодеяние? Слова «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха»? Касаются ли слова Всевышнего Аллаха:
ومن يتق الله يجعل له مخرجا
«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения» (сура «ат-Таляк», аяты 2) грешника, который оставил грех, покаялся Аллаху и попросил прощения за него?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Во-первых.
Всевышний Аллах прощает грехи посредством покаяния, посредством (испытания) несчастьями, посредством удаления их благими деяниями и посредством других причин.
Ибн Кайим, да помилует его Аллах, сказал:
«След грехов удаляется посредством искреннего покаяния, чистого единобожия, посредством удаления их благими деяниями, посредством несчастий, (которые постигают человека), и очищают его, посредством заступничества заступников за единобожников (в Судный День). И самое последнее, если человек будет наказан за оставшиеся грехи, его единобожие выведет его из Огня» (Хидайату-ль-хайара. С. 130).
Благие деяния, которые удаляют скверные, — это омовение для молитвы /вуду/, пятикратная молитва, паломничество, ‘умра, и самое великое благое деяние – это единобожие, а самое скверное деяние – это многобожие и неверие.
Свидетельство «Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха» — это самое великое деяние и наивысшая ветвь веры. Как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Вера включает в себя более семидесяти ответвлений, высшим из которых является свидетельство о том, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, а низшим — устранение с дороги (того, что нанoсит людям) вред. И стыдливость (скромность) – одно из ответвлений веры» (аль-Бухари № 9, Муслим № 35; слова приведение по хадису Муслима от Абу Хурайры).
Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всевышний Аллах сказал: „Того человека, кто встретит Меня с грехами, (которые) чуть ли не (покроют) землю, но который не поклонялся наряду со Мной ничему иному, Я встречу с подобным же прощением“» (Муслим № 2687).
Сообщается от Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Муса, мир ему, сказал: „О Господь, научи меня тому, чем я постоянно буду поминать Тебя и взывать к Тебе с мольбой!“ Господь сказал: „О Муса, говори: „Нет божества, кроме Аллаха!““ Муса воскликнул: „Но ведь все рабы Твои говорят это!“ Господь сказал: „Говори: „Нет божества, кроме Аллаха!““ Муса сказал: „Нет божества, кроме Тебя, о Господи. Но я бы хотел нечто только для себя“. Тогда Аллах сказал: „О Муса, если все семь небес с их обитателями, кроме Меня, а также все семь земель будут на одной чаше весов, а слова „нет божества, кроме Аллаха“ — на другой, то перевесит чаша со словами „нет божества, кроме Аллаха““» (Ибн Хиббан № 6218, аль-Хаким № 1936). Слова хадиса приводятся по аль-Хакиму. Аль-Хаким и аз-Захаби сказали, что хадис достоверен. Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (Т. 11. С. 208) сказал: «Ан-Насаи приводит этот хадис по достоверной цепочке передатчиков».
Всё это указывает и подтверждает достоинство великого слова – свидетельства о единобожии.
Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал:
«Если единобожие раба (Аллаха) будет полным, и он будет в этом искренним ради Аллаха, а также, если этот человек станет выполнять все условия единобожия своим сердцем, посредством языка и других органов тела, или посредством сердца и языка при смерти, то всё это станет причиной прощения всех его прошлых грехов и запрета вхождения в Огонь вообще.
Грехи и проступки того, в чьем сердце укрепилось слово единобожия и вывело из него каждую любовь, возвеличивание, благоговение, страх, боязнь, надежду и упование, направленные не к Аллаху, полностью будут уничтожены, даже если они будут (настолько многочисленны), как морская пена. И возможно их перекроют благие деяния. <…> Воистину, единобожие – это великий эликсир, который (способен) одной каплей превратить горы грехов и проступков в награду» (Джами‘у-ль‘улум уа-ль-хикам. Т. 2. С. 417).
Несомненно, состояние людей, произносящих великое свидетельство веры, различно. Оно дифференцируется по уровню значимости этого свидетельства в их сердцах.
Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал:
«Насколько будет более великим единобожие раба Аллаха, настолько и более полным будет прощение Аллаха. Если раб Аллаха встретит Его, не придавая Ему никого в сотоварищи, то, конечно, Он простит ему все прошлые грехи, какими бы они ни были, и не станет наказывать.
Но мы не говорим, что никто из единобожников не попадет в Огонь. Напротив, многие из них попадут в него за свои грехи, и будут наказаны соответственно своим преступлениям, но потом будут выведены из Огня. Для человека, понимающего то, о чем мы говорим, противоречий (в этом) нет.
Понимая важность этого момента и сильную нужду в (верном его) понимании, мы здесь добавим разъяснение. Знай, что лучи (свидетельства) „нет божества, кроме Аллаха“ рассеивают туман и тучи грехов с силой или слабостью самих лучей. От этих слов идет свет, но люди, произносящие эти слова, различаются по силе и слабости этого света, который никто не может измерить, кроме Всевышнего Аллаха. <…> И насколько будет великим свет этого свидетельства, настолько он своей силой и мощь станет сжигать больше сомнений и страстей, и даже, возможно, он станет настолько сильным, что станет тут же сжигать каждое сомнение, каждое греховное желание, каждый грех, столкнувшийся с ним. Таково положение человека, который искренен в своем единобожии, который ничего и никого не приобщает к Аллаху в сотоварищи» (Мадариджу-с-саликин. Т. 1. С. 338).
Во-вторых.
В словах Всевышнего Аллаха из суры «ат-Таляк (аят 2):
وَمَنْ يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَلْ لَهُ مَخْرَجاً وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لا يَحْتَسِبُ
«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» есть великое обещание для богобоязненных.
Богобоязнен тот, кто выполняет все обязательные действия по Шариату, и кто оставляет всё запретное. К богобоязненным относится тот, кто, согрешив, покаялся и сожалел о грехе, а также тот, кто совершил грех вновь, но после покаялся в нём. Богобоязненность — это совершение того, что приказал Аллах, и оставление того, что Им запрещено. Грехи искреннего кающегося человека будут прощены и заменены на благие деяния. Сказал Всевышний Аллах:
وَالَّذِينَ لا يَدْعُونَ مَعَ اللَّهِ إِلَهاً آخَرَ وَلا يَقْتُلُونَ النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلَّا بِالْحَقِّ وَلا يَزْنُونَ وَمَنْ يَفْعَلْ ذَلِكَ يَلْقَ أَثَاماً يُضَاعَفْ لَهُ الْعَذَابُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَيَخْلُدْ فِيهِ مُهَاناً إِلَّا مَنْ تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ عَمَلاً صَالِحاً فَأُولَئِكَ يُبَدِّلُ اللَّهُ سَيِّئَاتِهِمْ حَسَنَاتٍ وَكَانَ اللَّهُ غَفُوراً رَحِيماً
«Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает так, получит наказание. Его мучения будут приумножены в День воскресения, и он навечно останется в них униженным. Это не относится к тем, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Их злые деяния Аллах заменит добрыми, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура «аль-Фуркан», аяты 68-70).
Безгрешность не является условием богобоязненности, ведь в подобном случае большинство людей потеряли бы это достоинство. Каждый потомок Адама ошибается, но лучшие из них те, кто кается в своих ошибках. Поэтому человек, совершивший грех и покаявшийся в нем, относится к богобоязненным, которых, возможно, касается обещание, упомянутое в аяте, и широкая милость Аллаха. Важно, чтобы раб Аллаха совершал (благие) деяния.
А Аллаху ведомо лучше.