Вопрос #144593: Можно ли ставить условием брачного контракта, что муж не будет наследовать от жены, в случае ее смерти?
Если богатая вдова с детьми решит выйти замуж, может ли она поставить условием для брачного контракта, что только ее дети будут наследовать от нее, а ее новый муж отказывается от прав на наследство?
Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Основным принципом в отношении контрактов и условий является то, что они дозволены и действительны, и они не являются запрещенными или недействительными, кроме того, что противоречит шариату.

Ставить условием, что муж не будет наследовать в случае смерти жены является условием, которое противоречит шариату, потому что это лишает право мужа, Аллах даровал ему право из доли имущества жены в случае ее смерти.
Бухари и Муслим (1504) передали от Аишы, что она сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Что случилось с людьми, которые ставят условия, которых нет в Книге Аллаха? Условий, которых нет в книге Аллаха – недействительны, даже если это сотня условий. Книга Аллаха более заслуживает следования и условия Аллаха более обязательны»
Куртуби сказал: «т.е. условия, которые не соответствуют шариату – неприемлемы, даже если условий множество»
Фатх аль-Бари (5/189)

Шейх уль-Ислам ибн Теймия сказал: «Кто поставит условие в вакв, освобождение, подарок, продажу, брачный контракт, аренду, клятву и т.д. которое противоречит тому, что Аллах предписал Своим рабам, или если они предписывают то, что запретил Аллаха, или они разрешают, то что Он запретил или запрещают то, что Он разрешил, то эти условия недействительны согласно консенсусу ученых всех времен» Маджму аль-Фатава (31/28)

Он также сказал:
«Если условие противоречит условиям Аллаха и Его Посланника, то оно недействительно, как например, если он ставит условием, что его сын или его родственники не должны наследовать от него, или что ему должны помогать во всем что он хочет и поддерживать его против всех, кто против него, будь он правым или нет, или что они должны подчиняться во всем, что он говорит им, и другие условия.
И когда ставятся подобные условия, тогда следует выполнить ту часть контракта, которая соответствует приказам Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословения Аллаха) и не следует выполнять ту часть, которая противоречит. Это принято среди мусульман»
Маджму аль-Фатава, 35/97
И Аллаху известно лучше.