Вопрос #13973: Разрешено ли поднимать цену продукта при покупке в кредит. Разрешено ли поднимать цену продукта при покупке в кредит. Ответ: Вся хвала Аллаху. Продажа в кредит означает, что человек получает товар и оплачивает часть его стоимости позже, в определенный период времени. Важно знать по этой теме: Покупка в кредит – это вопрос которому следует уделить внимание, для того чтобы принять решение, потому что подобные сделки получили широкое распространение после второй мировой войны. Компании и корпорации приобретают у поставщиков в кредит и затем продают в кредит покупателям машины, недвижимость и т.д. Банки также занимаются подобными сделками, покупая товар за наличные и продавая их в кредит, что и привело к широкому распространению подобных сделок. Правило относительно покупки в кредит: В сообщениях указано, что разрешено покупать в кредит, т.е. приобретать продукт с задержкой оплаты. Бухари (2068) и Муслим (1603) передали от Аишы, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) купил еды у еврея, с задержкой оплаты, и оставил кольчугу в залог. Этот хадис указывает, что разрешено совершать покупки с отсрочкой в оплате; все это означает, что цена делится на некоторые малые порции, которые следует оплатить в определенное время. Нет различия в шариате, в том будет ли произведена оплата позже за один раз или в несколько раз. Бухари (2168) передал, что Аиша сказала: «Барира пришел ко мне и сказал: «Я подписал соглашение с моим хозяином о предоставлении мне вольной, при условии что я выплачу 9 вагийа, по 1 вагиа каждый год» (Вагиа мера веса серебра) Этот хадис указывает на дозволенность покупки в кредит. Несмотря на то, что существуют тексты, указывающие на дозволенность продажи в кредит, нет сообщений относительно дозволенности увеличения цены. Поэтому ученые разошлись по данному вопросу. Некоторые ученые сказали, что это харам, так как считали это риба. Они сказали: «цена увеличивается за рассрочку, а это риба» Но большинство ученых, включая четырех имамов, считали это дозволенным. Вот комментарии мазхабов по этой теме: Мазхаб Ханафи «Цена может быть поднята за задержку оплаты» (Badaa’i’ al-Sanaa’i’, 5/187) Мазхаб Малики: «За большой период времени цена может быть изменена» (Bidaayat al-Mujtahid, 2/108) Мазхаб Шафи «Пять наличными эквивалентно шести в рассрочку» (al-Wajeez by al-Ghazaali, 1/85) Мазхаб Ханбали «Задержка прибавляет к цене» (Fataawa Ibn Taymiyah, 29/499). Они приводили доказательство из Корана и сунны в пользу этого: 1 – Аллах сказал (перевод смысла) «Аллах разрешил торговлю» (2:275) Общий смысл этого аята включает все формы торговли, в которые входит и увеличение цены за задержку 2 – Аллах сказал (перевод смысла) « О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному ва¬шему согласию» (4:29) Общий смысл этого аята указывает на то, что торговля разрешена, если имеется обоюдное согласие. Если покупатель согласен заплатить более высокую цену в замен задержки оплаты, то сделка действительна. 3 – Бухари (2086) передал, что Ибн Аббас сказал: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину и они (жители) платили за фрукты, которые должны были быть доставлены через два – три года. Он сказал: «Кто оплачивает заранее то, что будет доставлено позже, должен платить за определенный вес в определенный период» Bay’ al-salam (предоплата) разрешена согласно текстам и консенсусу ученых, и это подобно покупке в рассрочку. Ученые указали на пользу в этом: подобное приносит пользу покупателю, снижая для него цену и поставщику, принося ему деньги. Это указывает на то, что к цене может быть прибавка за отсрочку в расплате, и что нет ничего неправильного в покупке и продаже. См. al-Mughni, 6/385. 4 – Действия мусульман указывают на то, что разрешено увеличивать цену в замен на задержку в оплате, и никто из них не порицал этого. И это стало подобным консенсусу (иджма), что подобные сделки дозволены. Шейха ибн База спросили о дозволенности увеличения цены за задержку оплаты. Он сказал: Нет ничего неправильного в подобной сделке, потому что оплата наличными отличается от оплаты в рассрочку. Мусульмане до сих пор совершают подобные сделки, и разрешенного этого подобно консенсусу. Некоторые ученые считали и говорили о том, что недозволенно увеличивать цену за задержку в оплате и они считали, что это является разновидностью риба, но это безосновательное мнение. Это не является разновидностью риба, потому что когда продавец продает продукт с задержкой в оплате, он соглашается с задержкой и поэтому может получить прибыль от увеличения цены, взамен на отсрочку во времени… Существует достоверное сообщение от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которое указывает на дозволенность этого; он приказал Абдуллаху ибн Амр ибн Аль Ас снарядить армию и он купил одного верблюда за два верблюда, которые должны были быть оплачены позже. Более того, подобные сделки попадают под общий смысл аята, в котором Аллах сказал (перевод смысла): «Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его» (2:282) Подобные сделки являются разрешенной разновидностью долгов, которые упомянуты в этом аяте, тоже самое относится к предоплате (bay’ al-salam). Fataawa Islamiyyah, 2/331 См. Bay’ al-Tasqeet Dr. Rafeeq Yoonus al-Masri Аллаху известно лучше. |
|