Вопрос #139414: Дозволенность подстригать волосы женщинам для красоты
Я слышала много раз, что женщинам категорически запрещено постригать свои волосы на голове, исходя из исламских норм, и мне хотелось бы знать причину данного запрета, так как мне кажется, что волосы нужно подстригать время от времени. Существует ли разъяснение данного вопроса? Также я слышала, что женщина обязана отращивать волосы настолько, насколько это возможно, не подстригая их, так как они послужат ей покрывалом в Судный День, когда все люди будут собраны голыми. Насколько это достоверно и есть ли на это далиль?
Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Во-первых: Запрет на стрижку волос на голове у женщин определен исламскими учеными в следующих ситуациях:

Если она решила таким образом нарядиться для посторонных (не родственников – прим.пер.)
Если она решила таким образом подражать неверным или нечестивцам.
Если она подстриглась таким образом, что ее прическа стала походить на прическу мужчин.
Если ей эту прическу делает посторонний мужчина, как это бывает в современных салонах красоты.
Если она подстриглась вопреки желанию мужа.
Запретность на подстригание волос в этих ситуациях очевидна также, как и смысл подобного запрета.

Во-вторых: Если целью женщины в подстригании волос было понравиться мужу или приближение к нему, или если целью было облегчить бремя ухода за длинными волосами, или другая подобная разумная разрешенная причина, то нет греха на ней в том, что она их подстрижет согласно наиболее достоверному мнению ученых, так как в шариате основой в вопросах быта является разрешенность чего-либо пока не будет приведено доказательство о запрете. И в шариате нет доказательств запрещенности подстригания волос для женщин, более того существуют доказательства дозволенности этого. В хадисе от Абу Сальмы ибн Абдур-Рахмана (Да смилостивится над ним Аллах) говорится: Жены посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) укорачиали свои волосы настолько, что они (волосы – прим.пер.) становились подобны ”аль-вафра”. Муслим, 320.

”Аль-вафра” – слово в арабском языке, характеризующее волосы, опускающиеся чуть ниже плеч, или волосы, доходящие до мочек ушей.

Имам ан-Навави (Да смилостивится над ним Аллах) относительно данного хадиса сказал: И в этом доказательство дозволенности укорачивания волос. Шархуль Муслим, 4/5.

Шейх ибн Усаймин (Да смилостивится над ним Аллах) сказал по этому поводу:

”Относительно укорачивания волос у женщин существует три мнения ученых: некоторые считают это нежелательным, некоторые запрещают, а некоторые считают это дозволенным.

И в сутуации, когда существуют разногласия по какому-либо вопросу, мы должны обратиться к Корану и Сунне для разъяснения вопроса. Я до сегодняшнего часа не знаю доказательств, которые указывали бы на запретность подстригания волос головы женщинами. Поэтому, основой данного действия является разрешенность и следование существующим нормам в этом вопросе. В прежние времена женщины стремились иметь длинные волосы и гордились таковыми и не подстригали их, если не было на то нужды. На сегодняшний день ситуация изменилась, и мнение о запрещенности укорачивания волос слабое и безосновательное. Мнение о нежелательности требует более внимательного изучения и рассмотрения. Мнение о дозволенности подстригания волос наиболее близко к исламским основам и правилам, так как имам Муслим (Да смилостивится над ним Аллах) передал в Сахихе: «Жены посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) после его смерти укорачиали свои волосы настолько, что они (волосы – прим.пер.) становились подобны ”аль-вафра.»" (смотри толкование слова выше – прим.пер.)

Однако, если женщина укоротила волосы настолько, что они стали подобны прическе мужчины, то это запрещено вне всякого сомнения, так как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) проклял мужчин, уподобляющихся женщинам и женщин, уподобляющихся мужчинам.Также, если женщина подстригла волосы, уподобляясь неверным или нечестивцам, как сказано в хадисе: «Тот, кто уподобился какому-либо народу, то он стал одним из них».

Однако, если волосы укорочены не достигая длины волос мужчин, и не подражая прическам неверных и нечестивцев, то нет греха в этом.”

Из фатава шейха ибн Усаймина ”Нурун ’ала дДарб” (Фатава о красоте и женщинах/подстригание волос), (запись 336, часть Б).

В-третьих: Высказывание о том, что волосы на голове женщины будут покрывалом для нее в Судный День, то нет на это доказательств из Сунны и из высказываний ученых. Поэтому необходимо воздерживаться от распространения подобных воззрений и веры в них до того, как будут получены доказательства, подтверждающие их истинность в шариате.

А Аллаху ведому лучше