Вопрос #138263: Приглашение на свадьбу в мечети У нас на свадьбу каждого гостя из нашего и соседнего селения принято приглашать лично. Если человека не пригласили лично, придя к нему в дом, то это не считается приглашением. Сейчас жителей селения и домов стало больше, и также выросли соседние поселения. Люди стали селиться на окраинах и вершинах гор, из-за этого приглашать человека лично стало трудно. Поэтому, люди собрались и решили, что объявлять о свадьбе будут в мечети. Дозволено ли это или запретно? Ответ: Хвала Аллаху. Во-первых. В мечети не следует делать объявлений, связанных с мирскими делами, среди которых и объявление о свадебном пире или приглашение на него. Мечети не строились для подобных дел, а строились для проведения религиозных обрядов, обучения и распространения блага. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если вы услышите человека, который ищет свою пропажу, то скажите ему: „Пусть Аллах не вернет тебе её! Воистину, мечети не строились для этого“» (Муслим № 568). Сулейман ибн Бурайда передал от своего отца, что однажды в мечети человек стал спрашивать: «Кто видел красного верблюда?» И тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не найдешь, ибо мечети строились для того, для чего они воздвигались» (Муслим № 569). Однако дозволено объявлять о мирских делах за пределами мечети, поместив объявление на бумаге снаружи. Шейху Ибн ‘Усеймину, да помилует его Аллах, задали вопрос: «Каково религиозно-правовое решение о размещении объявлений в мечети? Например, объявления о поездке для совершения паломничества или ‘умры? Или объявления о проведении лекций и уроков?» Он ответил: «Если объявление связано с поклонением, то в этом ничего плохого. Так как поклонение приближает к Аллаху, а мечети воздвигнуты для поклонения Всевышнему Аллаху. Если же объявление связано с мирскими делами, то делать его в мечети запрещено. Но его можно повесить на стене мечети снаружи. Поездка в паломничество – это мирское дело, и мы не считаем верным делать объявление о ней внутри мечети. Кружки для приобретения знания – чистейшее благо. Нет ничего плохого в том, чтобы объявлять о них внутри мечети, так как в них — благо» (Шарх манзума аль-кауа‘ид аль-фикхийа. С. 52). Он, да помилует его Аллах, также сказал: «Размещать объявления о поездке для совершения малого паломничества или хаджа внутри мечети запрещено, так как люди, занимающиеся этими перевозками, в основном зарабатывают на этом. Поэтому, это считается торговлей. Вместо того чтобы размещать подобные объявления внутри мечети, их следует вывесить снаружи» (Ликаат аль-баб аль-мафтух. № 151). Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал о поиске пропажи: «Что же касается объявления на бумаге, то, если оно размещено снаружи мечети, в этом нет ничего плохого» (Фатауа аш-шейх Ибн Баз. Т. 9. С. 30). Поэтому, пусть объявление о свадебном пире и приглашение на него будет вывешено на стене снаружи мечети, или его можно распространять среди молящихся мечети снаружи ее. Однако мы считаем, что возможно преодолеть все эти трудности, связываясь с нужными людьми по телефону, или отправляя им короткие сообщения (смс-сообщения), или прибегнув к другим средствам связи. Так как жителей селения стало больше, то, очевидно, на свадьбу не будут приглашать всех людей, а пригласят только тех, кого пожелают. И если они не смогут дойти до нужного человека лично, то могут пригласить его по телефону, или отправив смс-сообщение. Во-вторых. Большинство ученых считают желательным совершать обряд бракосочетания (никах) в мечети. В качестве доказательства они используют хадис: «Объявляйте об этом никахе, совершайте его в мечети и бейте в дуфф (инструмент, похожий на барабан, но обтянутый кожей только с одной стороны – прим. пер.)» (ат-Тирмизи № 1089). Однако аль-Альбани считал этот хадис слабым. Об этом он сказал в «Да‘иф ат-Тирмизи». Но предложение (часть хадиса): «Объявляйте о никахе» он считал хорошим, как сказано об этом в «Адаб аз-зуфаф» (С. 111). Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос №87898 Нельзя верить, что заключать никах в мечети является сунной. Так как нет никаких доказательств желательности этого. Однако это дозволено (мубах). Если обряд никаха был совершен в мечети, а после гости переместились в место для празднования свадьбы и свадебного угощения, то подобным образом состоялось бы и объявление о никахе. А Аллаху ведомо лучше. |
|