Вопрос #13503: Разрешено ли брать у того кто имеет отношение к риба (ростовщичеству)? Разрешено ли брать у того кто имеет отношение к риба (ростовщичеству)? Ответ: Вся хвала Аллаху.
Это вопрос в котором Саляфы разошлись во мнениях. Некоторые из них разрешали это, и некоторые не разрешали. Некоторые ученые делали различие между человеком чье имущество в основном состоит из харама, и сказали, что это является обязательным, или мустахабом избегать его, и человеком чье имущество в основном состоит из халала, в этому случае разрешено иметь с ним дела и кушать его еду. Для дополнительной информацией по этой теме обратитесь к Джам аль Улюм Валь Хукам ибн Раджаба, комментарий к хадису 6. Шейха ибн Усеймина спросили: «Разрешено ли принимать подарки от тех кто занимается растовщичеством?» Он ответил: «Основным принципом является, что подобное харам, по причине запрещенного способа их приобретения тем кто приобретает это, но не для того кто берет это в разрешенной форме. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) принимал подарки от иудеев, как в случае с иудейкой, которая дала ему овцу в Хайбаре. Он также имел с ними отношения; когда он умер его кальчуга была в залоге у иудея. Он делал это, не смотря на то, что они занимались ростовщичеством, как Аллах сказал нам о них (перевод смысла): «За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали (или часто сбивали людей) с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей. Для неверующих из них Мы приготовили мучительные страдания.» Основываясь на этом, разрешается брать подарки от того, кто занимается ростовщичеством, и также разрешено покупать и продавать ему, если только в избегании этого не будет пользы, в этом случае мы должны отстраниться от совершения подобного, по причине пользы. Относительно принятиея того, что является запрещенным, то это запрещено для берущего и для других. Например, если мне иудеи или хрстиане дадут в подарок вино (которые считают, что оно разрешено), то его не разрешено принимать, потому что подарок сам является харамом. Аналогично, если человек украл деньги и дал их другому человеку, то не разрешено принимать их, потому что эти деньги являются харамом (по той причине, что они были украдены). Лигаат аль Бааб ил Мафтух, 2, 1:76 |
|