Хвала Аллаху. Во-первых, жена не может отказывать мужу и покидать супружеское ложе, не имея на то уважительных причин: наличие менструаций, болезнь, или соблюдение обязательного поста, или паломничество, или тому подобные действия. Если она оставила ложе без уважительных причин, то она совершила грех и подверглась проклятию. Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если мужчина позвал свою жену на супружеское ложе, а затем провел ночь раздосадованным, потому что она отказалась лечь с ним, то ангелы проклинают ее вплоть до наступления рассвета» (аль-Бухари № 2998). Абу Хурейра передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если женщина покинет ложе своего мужа, то ангелы станут проклинать ее, пока она не вернется» (аль-Бухари № 4795). Поэтому, то, что совершает Ваша жена – отказывает Вам в супружеском ложе, является запрещенным делом (харамом) и одним из больших грехов. Это проявление строптивости с ее стороны, и это снимает с Вас обязанность ее обеспечивать и делить свое время между ней и другими женами (в случае многоженства). Аль-Мауарди сказал: «… Подчинение жены своему мужу выражается в двух поступках, и оно будет состоявшимся только при подчинении в обоих пунктах. Первое: предоставление возможности мужу получить наслаждение своей женой. Второе: подчинение мужу в том, чтобы переехать вместе с ним, куда он пожелает, внутри страны или в другое государство. При условии, что дороги безопасны. Если жена позволяет мужу наслаждаться ею, но отказывается переехать, то с мужа снимается обязанность ее обеспечивать. Если же она подчиняется мужу в переезде, но отказывает мужу в наслаждении, то, если этот отказ был по уважительной причине (менструации, нахождение в состоянии ихрама, соблюдение поста), то муж обязан обеспечивать жену, так как ему по Шариату запрещено отказывать жене в обеспечении. Исключением являются те случаи, когда жена отказывает ему без уважительной причины. Тогда он обеспечивать ее не обязан» (Аль-Хауи аль-кабир. Т. 11. С. 438). Во-вторых. Если жена не желает оставаться со своим мужем, и они не могут прийти к общему решению, а она считает, что не может выполнять все то, что обязана по отношению к мужу, то Шариат дает ей выход из ситуации. Она может просить развод (аль-хулуг). Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, передал, что жена Сабита ибн Кайса пришла к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «О посланник Аллаха, я не порицаю ни нрав Сабита ибн Кайса, ни его религиозность, однако я не желаю проявлять неблагодарность в Исламе». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил ее: «Вернешь ли ты ему его сад?», она ответила: «Да», тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прими его и дай ей развод» (приводится у аль-Бухари № 4867). Смотрите ответы на вопросы № 1859 и № 91878. В-третьих. Наш Вам совет: если Ваша жена просит Вас о разводе и не желает оставаться с Вами, то лучше разведите ее. Для мужчины нет никакой пользы в том, чтобы оставаться с женой, которая его не любит, не подчиняется ему и не выполняет простейших обязанностей по отношению к нему. Что же касается Вашей любви к ней, то Вы не будет чувствовать наслаждение от нее, пока она не ответит Вам любовью. Вам следует просить Аллаха наделить Вас женой, которую полюбите Вы и которая станет любить Вас. Вам дозволено в этой ситуации не разводиться с ней, пока она не возместит Вам имуществом. Это и есть аль-хулуг, о котором мы говорили выше. Сказал Всевышний: «Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали, если только они не совершили явной мерзости» (сура «ан-Ниса», аят 19). Разъясняя этот аят Ибн Касир сказал: «Ибн Мас‘уд и Ибн ‘Аббас считали, что имеется в виду прелюбодеяние, то есть если жена совершила прелюбодеяние, то вы можете потребовать вернуть свадебный дар (махр), который был дан ей. А также можете настаивать на этом, пока она не оставит его вам, а потом дать ей развод. Ибн ‘Аббас, ‘Икрима и ад-Даххак сказали, что имеется в виду явная непристойность: строптивость и непослушание. Ибн Джарир ат-Табари сказал, что здесь подразумевается все это: прелюбодеяние, ослушание, строптивость, сквернословие и тому подобное. То есть каждый из этих проступков с ее стороны дает (мужу) право настаивать на возврате свадебного дара или некоторой его части. И это мнение приемлемо» (Тафсир Ибн Касир. Т. 8. С. 115 – 118). Просим Всевышнего Аллаха облегчить для Вас это обстоятельство, показать Вам верный путь и предопределить то, в чем благо для Вас. А Аллаху ведомо лучше. |