Хвала Аллаху По-видимому, спрашивающий имеет ввиду аят, в котором Всемогущий Аллах говорит: فَيَوْمَئِذٍ لَا يُسْأَلُ عَنْ ذَنْبِهِ إِنْسٌ وَلَا جَانٌّ «В тот день ни человек, ни джинн не будет спрошен о его грехе» (Милосердный 55:39). Это один из аятов суры «Милосердный» (ар-Рахман), в котором рассказывается об ужасах дня Воскресения и разъясняется, что одним из этих ужасов будет то, что люди и джинны не будут спрошены о своих грехах. Ученые дали несколько толкований этого аята: 1. Люди и джинны не будут спрошены в день Воскресения в том смысле, что не будут выяснять их грехи, потому что Всемогущий Аллах лучше всех знает о них. Но Он будет допрашивать их посредством утверждений, укоров и осуждения. Это еще страшнее и подчеркивает ужасы дня Воскресения. Сказал шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах): «Ни человек, ни джинн не будет спрошен о его грехе» – почему? Потому что все уже известно. Здесь имеется в виду, что не будут спрашивать посредством расспросов, потому что все уже известно. Но этот допрос будет похож на суровый укор. Аллах, Свят Он и Велик, говорит: ويوم يناديهم فيقول ماذا أجبتم المرسلين فعميت عليهم الأَنباء يومئذ فهم لا يتساءلون «В тот день Он воззовет к ним и скажет: «Что вы ответили посланникам?» В тот день известия будут сокрыты от них, и они не будут расспрашивать друг друга» (Рассказ 28:65) إلا أصحاب اليمين في جنات يتساءلون عن المجرمين ما سلككم في سقر قالوا لم نك من المصلين «кроме людей правой стороны. В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках. Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз» (Завернувшийся 74:39-42) Когда грешники будут брошены в Ад, Всевышний скажет им: أولم تك تأتيكم رسلكم بالبينات قالوا بلى ««Разве ваши посланники не приходили к вам с ясными знамениями?» Они ответят: «Конечно»» (Верующий 40:50) Они не будут спрошены в том смысле, что не будут выяснять их грехи; скорее, они будут спрошены посредством упреков и осуждений. Люди и джинны будут спрошены («Разве вы делали это или не делали?) посредством упреков и осуждения. Существует разница между допросом, направленным на выяснение, и допросом, направленным на осуждение, поэтому нет противоречия между разными аятами. Аяты, в которых говорится о том, что люди будут спрошены в Судный день, подразумевают допрос посредством укора и упрека; там же, где говорится о том, что люди не будут спрошены в Судный день, имеется в виду допрос с целью выяснения их грехов, потому что все уже известно и записано». См. «Тафсир аль-Кур’ан» (от суры «Комнаты» до суры «Железо»), стр. 317. 2. Одним из ужаснейших событий Судного дня будет то, что Аллах запечатает сердца неверующих и лицемеров, а их ноги и руки будут свидетельствовать против них. Они не будут спрошены, но будут спрошены их тела, которые будут рассказывать об их грехах. 3. Из-за ужасов, с которыми столкнутся неверующие в день Воскресения, их лица почернеют, а глаза потускнеют. Поэтому не будет надобности спрашивать их о грехах, поскольку следы их позора уже будут видны. Великий ужас и тяжелое положение, в котором окажутся люди в день Воскресения. Однако это не означает, что не будет настоящего допроса на одном из этапов Судного дня. Известно, что Судный день долог и состоит из разных этапов. Сказал аль-Хафиз Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах): فَيَوْمَئِذٍ لا يُسْأَلُ عَنْ ذَنْبِهِ إِنْسٌ وَلا جَانٌّ «Аят «В тот день ни человек, ни джинн не будет спрошен о его грехе» (55:39) подобен аяту هَذَا يَوْمُ لا يَنْطِقُونَ . وَلا يُؤْذَنُ لَهُمْ فَيَعْتَذِرُونَ «В тот день они будут безмолвствовать,// и не будет им дозволено оправдываться» (77:35-36). Это один из этапов Судного дня. Существует и другой этап, когда люди будут спрошены о своих деяниях: فَوَرَبِّكَ لَنَسْأَلَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ . عَمَّا كَانُوا يَعْمَلُونَ «Клянусь твоим Господом! Мы непременно всех их спросим// о том, что они совершали» (15:92-92). Поэтому Катада процитировал аят «В тот день ни человек, ни джинн не будет спрошен о его грехе» и сказал: «Будет допрос, затем их рты запечатают, и их руки и ноги будут свидетельствовать об их деяниях». Али ибн Аби Талха передал слова Ибн Аббаса (да будет Аллах доволен ими всеми): «Он не спросит их, делали ли вы то-то и то-то, потому что Он знает об этом лучше, чем они. Но Он скажет: يُعْرَفُ الْمُجْرِمُونَ بِسِيمَاهُمْ «Почему вы делали то-то и то-то?». Это второе мнение. Муджахид сказал об этом аяте: فَلَنَسْأَلَنَّ الَّذِينَ أُرْسِلَ إِلَيْهِمْ وَلَنَسْأَلَنَّ الْمُرْسَلِينَ «Ангелы не будут спрашивать о грешниках, потому что их можно будет узнать по признакам (почерневшим лицам. См. 55:41)». Это третье мнение. Вероятно, грешников не будут спрашивать о грехах, когда будет велено бросить их в Ад. Они окажутся в Аду, как говорит Аллах: فَوَرَبِّكَ لَنَسْأَلَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ, عَمَّا كَانُوا يَعْمَلُونَ «Грешников будут узнавать по их признакам» (55:41), т.е. по следам, которые будут видны на них. Аль-Хасан и Катада сказали: «Их узнают по почерневшим лицам и потускневшим глазам». Я говорю: «Точно также можно будет узнать верующий, по свету их лиц и следам от омовения». См. «Тафсир аль-Кур’ан аль-Азым», 7/499. Аллах, Свят Он и Велик, говорит: فَلَنَسْأَلَنَّ الَّذِينَ أُرْسِلَ إِلَيْهِمْ وَلَنَسْأَلَنَّ الْمُرْسَلِينَ «Мы непременно спросим тех, к кому были отправлены посланники» (Преграды 7:6) Этот аят означает, что в день Воскресения Аллах призовет к ответу всех людей. Существуют и другие аяты с аналогичным смыслом, например: فَوَرَبِّكَ لَنَسْأَلَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ, عَمَّا كَانُوا يَعْمَلُونَ «Клянусь твоим Господом! Мы непременно всех их спросим» (Аль-Хиджр 15:92) وَقِفُوهُمْ إِنَّهُمْ مَسْؤُولُونَ «Остановите их, и они будут спрошены» (Стоящие в ряд 37:24) وَيَوْمَ يُنَادِيهِمْ فَيَقُولُ مَاذَا أَجَبْتُمُ الْمُرْسَلِينَ «В тот день Он воззовет к ним и скажет: «Что вы ответили посланникам?»» (Рассказ 28:65) Также есть аяты, свидетельствующие об обратном: فَيَوْمَئِذٍ لا يُسْأَلُ عَنْ ذَنْبِهِ إِنْسٌ وَلا جَانٌّ «В тот день ни человек, ни джинн не будет спрошен о его грехе» (Милосердный 55:39) وَلا يُسْأَلُ عَنْ ذُنُوبِهِمُ الْمُجْرِمُونَ «Грешники не будут спрошены об их грехах» (Рассказ 28:78) Можно дать два ответа на это кажущееся противоречие: 1. Смысл аятов Корана указывает на то, что допрос может быть двух видов: посредством упреков и осуждения, когда вопросы начинаются со слова «Почему?»; посредством выяснения, когда задаются вопросы «Делал ли ты то-то и то-то?». Если вопрос начинается со слова «почему», то это вопрос с упреком; если же он начинается со слов «делал ли ты», то это вопрос с целью выяснения. Из контекста Корана видно, что все вопросы будут заданы как упрек, например, как в следующих аятах: وَقِفُوهُمْ إِنَّهُمْ مَسْؤُولُونَ . مَا لَكُمْ لا تَنَاصَرُونَ «Остановите их, и они будут спрошены: «Что с вами? Почему вы не помогаете друг другу?»» (Стоящие в ряд 37:24-25) أَفَسِحْرٌ هَذَا أَمْ أَنْتُمْ لا تُبْصِرُونَ «Неужели это колдовство? Или же вы не видите?» (Гора 52:14) أَلَمْ يَأْتِكُمْ رُسُلٌ مِنْكُمْ ««Разве не приходили к вам посланники из вас самих» (Толпы 39:71) أَلَمْ يَأْتِكُمْ نَذِيرٌ «Разве к вам не приходил предостерегающий увещеватель?» (Власть 67:8) Существуют и другие подобные аяты. Всемогущий Аллах спросит Посланников: «Что они ответили?» – в знак укора тем, кто не уверовал в них. Это подобно вопросу девочки, которую закопали живьем: «За какой грех ее убили?» (Скручивание 81:9) – в знак укора убившему ее. 2. День Воскресения будет состоять из разных этапов, на одних из которых люди будут спрошены, а на других не будут. Даф Ихам аль-Идтираб ан аят аль-Китаб, стр. 15. И Аллах знает лучше |