Вопрос #96922: Совершение праздничной молитвы дома.
Можно ли совершать праздничную молитву дома? Я не могу посещать мечеть по причине своего здоровья.
Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Согласно наиболее правильному мнению, праздничная молитва является фар дайн (индивидуальной обязанностью) для каждого дееспособного человека. Мы обсудили это в ответе на вопрос 48983.

Если вы не можете посещать молитву по причине здоровья, то вы не должны что-то делать.

Но предписано ли совершать эту (молитву) дома? Среди факихов существуют различные мнения, но большинство считают, что это является предписанным, кроме Ханафитов.

Al-Muzni передал от Шафии (да помилует его Аллах) в Mukhtasar al-Umm (8/125): Можно одному совершить молитву дома путешественнику, рабу или женщине»
Al-Kharashi (Maaliki) сказал: Мустахабом является восполнение пропущенной праздничной молитвы с имамом, но в вопросе о том как совершать: с джамаатом или отдельно существует два мнения» Sharh al-Kharashi (2/104).

Al-Mardaawi сказал в al-Insaaf (Hanbali): «Если он пропустил молитву (имеется ввиду праздничная молитва), то мустахабом является восполнить ее таким же образом (т.е. так как совершил ее имам)»
Ibn Qudaamah сказал в al-Mughni (Hanbali): «Существует выбор: если желает, то может совершить молитву сам, или если желает то в джамаате»

В al-Durr al-Mukhtaar ma’a Haashiyat Ibn ‘Aabideen (2/175 – Hanafi) сказано: «Не следует совершать одному, если не совершил за имамом»

Шейх уль Ислам ибн Теймия предпочел мнение Ханафитов и этому мнению также отдал предпочтение шейх ибн Усеймин (да помилует его Аллах), как сказано в al-Sharh al-Mumti’ (5/156).

В Fataawa al-Lajnah al-Daa’imah li’l-Iftaa (8/306) сказано: «Праздничная молитва является общественной обязанностью (fard kifaayah): если она совершается достаточным количеством людей, то с остальных грех спадает.

Если человек пропустил ее и желает восполнить, то подобное является мустахабом, поэтому ему следует совершить ее в соответствующей манере, без чтениия хутбы. Это мнение имамов Малика, Шафии, Ахмада, ан Нахаи и других ученых. Основным принципом взяты слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если вы идете на молитву, то идите спокойно, с достоинством. То что вы застанете молитесь, а что пропустите, то восполните»
И было передано от Анаса (да будет доволен им Аллах), что если он пропускал праздничную молитву с имамом, то он собирал свою семью и освобожденных рабов, и затем его освобожденный раб ‘Abd-Allaah ibn Abi ‘Utbah вставал и был имамом для них, совершая два раката, произнося в них такбиры.
Если человек пришел в День Праздника, когда имам уже произносит хутбу, то ему следует послушать хутбу, затем восполнить молитву после этого. Таким образом, он получит оба блага. И у Аллаха мы находим силы.
Да благословит Аллах Пророка Мухаммада и его семью и сподвижников»

Постоянный Комитет по академическим исследованиям и фетвам.

И Аллаху известно лучше.