Вопрос #9640: Условия обтирания носков (масх)
Условия обтирания носков (масх)
Ответ:

Вся хвала Аллаху.
У обтирания носков (масх ‘аля хуффайн) есть четыре условия.

Первое условие: Носки должны быть одеты, когда человек находится в состоянии тахара (после малого омовения), доказательством чему являются слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он сказал аль-Мугире б. Шу’бе: «Оставь их, потому что я надел их на чистые ноги»*.

Второе условие: Хуффы (кожаные носки) или носки должны быть чистыми, а если они грязные (наджис), то нельзя делать на них масх. Доказательством этому является то, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился вместе со сподвижниками, и во время молитвы он снял свои сандалии. Он объяснил, что к нему приходил Джибриль и сообщил, что на них есть нечто грязное. Этот хадис передал Ахмад в своем «Муснаде», со слов Ибн Са’ида аль-Худари, да будет доволен им Аллах. Это указывает на то, что нельзя молиться, будучи одетым во что-либо грязное (наджис), потому что, если этот наджас протереть, человек испачкается этими нечистотами, и он не будет считаться чистым (тахир).

Третье условие: Масх должен быть совершен после очищения от осквернения, требующего малое омовение (вудуъ), а не после очищения от джанаба, или после совершения большого омовения (гусль). Доказательством этому является хадис Сафвана б.Ассаль, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам не снимать в пути наши хуффы три дня и три ночи подряд, кроме как в случае джанаба. Но мы могли совершать масх, не снимая их, после отправления естественной нужды (малой или большой) и после сна». Этот хадис передал Ахмад в своем «Муснаде».

Этот хадис указывает на то, что условием масха является ее совершение только после малого осквернения, а в случае большого осквернения совершать масх нельзя.

Четвертое условие: Масх может быть совершен только в течение времени, определенной шариатом, то есть один день и одна ночь, для остающегося дома (мукъим), и три дня и три ночи, для находящегося в пути (мусафир). Потому что в хадисе Али б. Аби Талиба, да будет им доволен Аллах, говорится: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил день и ночь для остающегося дома, и три дня и три ночи для того, кто находится в пути» (т.е. для совершения масха). Хадис передал Муслим.

Этот период начинается с первого масха и заканчивается через 24 часа, в случае с мукъимом, и через 72 часа для мусафира.

Если мы предположим, что человек совершил омовение во время утренней молитвы (фаджр) во вторник, и оставался в состоянии чистоты до ночной молитвы (‘ишаъ), затем он лёг спать, проснулся в среду на утреннюю молитву (фаджр) и совершил масх в 5 часов утра, то время, в течение которого можно совершить масх, начнется в 5 часов утра в среду и продлится до 5 часов утра в четверг.

Если предположить, что он совершил масх до 5 утра в четверг, то он еще может совершить утреннюю молитву (фаджр) с этим масхом. А с этим тахара он может совершить столько молитв, сколько хочет, в соответствии с более правильным мнением ученых. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничил время для тахара, но ограничил время для протирания носков. Когда это время заканчивается, масх делать нельзя, но когда человек находится в состоянии чистоты, то его тахара остается в силе. Это подтверждено шариатскими доказательствами, а то, что подтверждено шариатскими доказательствами, может быть аннулировано только другими шариатскими доказательствами. Нет доказательств на то, что малое омовение (вудуъ) нарушается с истечением времени для масха, потому что основным принципом является то, что он остается в состоянии тахара, пока не будет признаков ее нарушения.

Таковы условия протирания носков (масх). Есть и другие условия, которые упомянули некоторые ученые, но некоторые из них являются предметом обсуждения.

Шайх Мухаммад б. Салих аль-Усаймин, «И’лаам мусафирин би ба’ди адаби ва ахкамы ас-сафар», стр. 14.

_____________

* Сообщается, что аль-Мугира б. Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) находясь вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в пути, я нагнулся, чтобы снять с него кожаные носки, однако он сказал: “Оставь, ибо я надел их на чистые ноги”, после чего протёр их». Хадис передал аль-Бухари (206).