Вопрос #8504: Хукм об осуждении людей по интернету
Мне 22 года, и я - из XXXXXX.
В бывшем Советском Союзе возрождается Ислам, но у многих мусульман всё еще нет большого знания о религии. В интернете есть несколько русскоязычных исламских вебсайтов, и они размещают чаты [дискуссионные комнаты] и обозревательные форумы для интернет-пользователей. Иногда участник-мусульманин может сказать нечто, что абсолютно неверно в Исламе, и он/она мог и не знать этого, потому что у него/ней может быть недостаточно знания.

Мой брат в XXXXXX участвует в этих чатах форумах), и он попросил меня задать Вам следующий вопрос:

"... В интернете есть немало чатов и форумов, где участники могут выразить свои мнения и высказать свои мысли по различным вопросам Ислама.
Иногда участник-мусульманин может не согласиться с определёнными мыслями другого участника-мусульманина и критиковать его/её мнение или выражение. Однако, иногда такая критика может задеть индивидуальность участника и [также] его/её путь веры, т.е. акиду.
Когда кто-то критикует его/её брата/сестру по исламу в такой манере, последний может не присутствовать в чате, и он/она может не вернуться, чтобы увидеть это опять. [В моей стране у нас редкий доступ к интернету. Это значит, что кто-то может не увидеть форум когда-либо вновь, следовательно, он/она никогда не увидит ответ на его/её мысли]. Как бы то ни было, несомненно, эта критика становится известной другим участникам дискуссионной комнаты.
Считается ли такая критика злословием/клеветой, то есть гиба, исходя из факта, что критикующий не знает, известно ли об этом критикуемому? Может ли быть так, что мусульманин говорит о другом мусульманине такие вещи, о которых последнему не хотелось бы, чтобы говорили о нём за его/её спиной.
Насколько Вы понимаете, вопрос важен, поскольку я также критиковал кое-какие мысли некоторых мусульман.
Если это была гиба, то я буду должен сделать покаяние и просить, чтобы те мусульмане простили меня, и никогда не делать этого снова ..."
Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Гиба (злословие, сплетня) означает, что Вы упоминаете о Вашем брате-мусульманине нечто, что ему не нравится, как например о его ошибках. Это - харам, независимо от того, какими способами это случается, или какую форму оно принимает. Это - хараам в соответствии с согласием мусульманских учёных. Критика людей, если цель состоит в том, чтобы выставить их ошибки, является гиба и занимает место среди “зла, произнесённого публично”, что Аллах не любит [смотри аль-Нисаа’ 4:148].

Но если намерение состоит в том, чтобы отделить людей от порочного действия человека, которое запрещено согласно шарии'а, заставить человека прекратить делать это, сражаться с чьей-то бид'а и предупредить людей против этого, или выставить нечто ложное, что человек сказал перед другими в дискуссионных группах или группах новостей по интернету или в другом месте, тогда это допустимо и не гиба, которая запрещена.

На самом деле это - акт поклонения, который приближает человека к Аллаху, или это - обязательство для того, кто способен выполнять его. Салаф осуждали новаторов и критиковали передатчиков сообщений, в [своей] искренности к Аллааху и Его Посланнику (Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам). Что важно - это смотреть, каковы цель и намерение. И Аллах знает лучше.