Вопрос #78353: О разрешении для невидящего человека держать в доме собаку-поводыря
наша сестра в Исламе, являющаяся американкой, стала мусульманской более года назад. Она перенесла домашнее насилие от своего мужа, в результате чего потеряла зрение и возможность свободного передвижения. Этот инцидент послужил причиной для принятия ею Ислама.

Проблема состоит в том, что она нуждается в заботе и помощи 24 часа в сутки. Наша сестра познакомилась с имамом самой близкой для нее мечети, и он помог ей в поиске сестры-мусульманки, которая могла бы заботиться о ней. Но теперь эта сестра не может продолжить свое посещение по личным причинам. Тогда невидящая сестра обратилась в органы социального обеспечения. Там ей сказали, что они не могут предоставить волонтера, но могут дать собаку, обученной для помощи инвалидам и слепым людям.

Наша невидящая сестра говорит, что собака может очень помочь ей в быту, на улице, в магазине и т.д. Но она знает, что держать собаку в доме по канонам Ислама запрещено.

Скажите, допустимо ли в данной ситуации невидящей сестре держать в доме собаку-поводыря, в которой она действительно нуждается?

Ответ:

Вся слава принадлежит Аллаху.

Мы просим, чтобы Аллах сделал нашу сестру сильной в Исламе, и вознаградил ее за терпение и старание.

По Исламу, как правило, запрещено держать в доме собак. Пророк Мухаммад назвал три случая, когда это допустимо: для охраны какой-либо территории, для охоты и для защиты домашнего скота.

Передано от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха сказал: «Награда за (добрые) дела того человека, который держит собаку не для охраны скота и не для охоты, ежедневно уменьшается на два карата» (аль-Бухари (2197), Муслим (1575). Также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, было передано, что посланник Аллаха сказал: «Кто держит в доме собаку, кроме того, чтобы пасти домашний скот, охотиться или для охраны территории, его награда за добрые дела уменьшается на два карата каждый день» (Муслим (1575).

Действительно ли допустимо держать собаку в иных целях помимо тех, которые были упомянуты выше? Ответ: да.

Имам ан-Навави (да помилует его Аллах) сказал, что существует расхождение во мнениях, допустимо ли держать собак в целях, отличных от этих трех, например, для охраны домов и дорог. Наиболее правильным мнением является: допустимо, по аналогии с этими тремя, ввиду причины, которую можно выявить в этом хадисе, а именно необходимости.

Ибн Абд ал-Бар (да помилует его Аллах) сказал, что согласно приведенному хадису допустимо держать собак с целью отстранения вреда и удовлетворения крайних потребностей человека.

Аль-Тамхид (да помилует его Аллах) (14/219) вынес свое решение по данному вопросу. В данном случае эта слепая женщина крайне нуждается в такой собаке, которая может помочь ей и защищать ее, поскольку рядом с ней никого больше нет. И это главнее, чем охранять территории и домашний скот.

Шейх Юсуф ибн Абд ал-Хаади (да помилует его Аллах) сказал, что нет сомнения, что Пророк дал разрешение держать собак для охоты, и награда для таких людей не уменьшится. В другом хадисе он дал разрешение на то, чтобы держать собак для пастьбы домашнего скота и охраны территории. То есть причина, по которой разрешено держать собаку - это интересы людей. И решение о рассматриваемом вопросе можно вынести, рассмотрев все условия «за» и «против». Если человеку необходимо держать собаку для того, чтобы она служила ему, то это допустимо. Существуют ситуации, когда собака более необходима, нежели охрана пастбищ, или бывают случаи равноценные потребностям, перечисленным в хадисе. Без сомнения, фрукты подобны урожаю зерновых/хлеба, скот/коровы - овцам, и домашняя птица тоже подобна овцам, т.к. собака нужна, чтобы охранять их от лисы. Безусловно, еще более важно держать собаку для защиты, если вы опасаетесь нападения разбойников/воров. Цель Ислама - позаботиться о ваших интересах и защитить вас (от вреда).

Аль-Ибрагим фи Ахкам аль-Килаб (p. 106, 107) отметил, что нет ничего плохого, если эта женщина будет держать в доме обученную собаку, пока Аллах не предоставит ей возможность проживания в мусульманской семье, которая сможет заботиться о ней ради Всевышнего. Или пока она не выйдет замуж за благочестивого мусульманина, который может снискать награду за помощь этой женщине.

А Аллах знает лучше.