Вопрос #7180: Правила по наречению Я хочу дать имя сыну. Какое правило для этого существует в Исламе? Ответ: Вся хвала Аллаху. Не вызывает ни каких сомнений, тот факт что наречение является одним из важных вопросов в жизни человека, потому что имя это то что дает информацию о человеке, и является необходимым для общения с ним. Оно является украшением и символом для человека, тот посредством чего к нему обращаются в этом мире и в Следующем. Оно указывает на религию к которой он принадлежит, и дает ему чувство что он последователь этой религии. Оно дает впечатление о нем другим людям, и оно подобно одежде, если оно слишком короткое или слишком длинное, то выглядит не очень хорошо. Основным принципом в выборе имени является дозволенность, но также существуют некоторые запрещенные шариатом имена, которые следует избегать. Они включают: • Выражение покорности или служения кому либо помимо Аллаха, включая пророков и ангелов. Не разрешено быть рабом или служить кому либо помимо Аллаха. Среди имен которые выражают покорность чему либо помимо Аллаха, являются имена Абд уль Расул (раб Посланника), Абд уль Наби (раб Пророка) и Абд уль Амир (раб правителя) и другие подобные имена включающие поклонение или подчинение кому либо помимо Аллаха. Человек у которого подобное имя обязан изменить его. Великий сахаба Абдуррахман ибн Ауф сказал: «Моим именем было Абд Амр – согласно одной передаче, Абдд ал Каабах, и после того как я стал мусульманином, Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) назвал меня Абдуррахман. (Передано от аль Хакима, 3-306, Аззахаби подтвердил) • Имена которые относятся только к Нему, Свят Он, такие как альХалиг (Создатель), арРазиг (Дающий пропитание), арРаб (Господь), арРахман (Всемилостивейший) и т.п. Которые относятся только к Аллаху; имена которые описывают атрибуты присущие только Аллаху, такие как Малик аль Мулюк (Король королей), альГаахир (Подчиняющий) и т.д. Является запрещенным называть людей подобным образом, и они должны быть изменены. Аллах сказал (перевод смысла): «Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (19-65) • Имена которые однозначно относятся к неверным и не используются другими, такие как АбдульМасих (Раб Мессии), Бутрос (Петр), Джордж (Георгий) и другие имена которые указывают на куфр. • Имена идолов и лжебогов которым поклоняются вместо Аллаха, например называя кого либо дьяволом и т.п. Не разрешено звать людей с вышеперечисленными именами. Это является харамом, и человек с таким именем обязан поменять его. • Является порицаемым (макрух) использовать имена которые имеют отталкивающий смысл, или плохое значение, потому что это может послужить поводом для издевательств. Подобные имена противоречат учению Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), который приказывал давать красивые имена. Пример таких (порицаемых) имен являются имена Харб (война), Рашааш (брызги или капли) и Хийам – название болезни которой подвержены верблюды – и другие имена которые имеют дурной и неприятный смысл. • Является порицаемым использовать имена, обладающие провокационным и соблазняющим смыслом. Подобное случается часто с именами девочек, которым даются имена с сексуальным или провокационным смыслом. • Является порицаемым называние именами аморальным людей, например певцов, актеров и актрис. Если у них хорошие имена, то разрешено использовать подобное имя, но только по причине смысла, а не из желания подражать этим людям. • Является порицаемым называние именами которые означают грех, например Саариг (вор) или Залим (притеснитель) или давать имена фараонов или грешников, такие как Фираун, Хаамаан (визирь фараона) и Карун. • Является порицаемым использовать имена птиц, которые ассоциируются с нежелательными качествами, например Химар (осел), алКаль (собака), алГирд (мартышка) и т.д. • Является порицаемым добавлять к имени слова Диин или Ислам, такие как Нур алДиин (свет религии), Шамс алДин (солнце религии), Нур уль Ислам (свет Ислама) и т.д. потому что эти имена дают человеку больше чем он заслуживает. Ученые саляфы порицали подобные имена. Имаму Навави не нравилось собственное прозвище Мухии алДиин (оживляющий религию); Шейху Ибн Теймия также не нравилось его прозвище Такий алДин (Набожность Религии), и он говорил, «Но моя семья дала мне подобное прозвище и оно стало широкоизвестным» • Является порицаемым добавлять какое либо слово к Имени Аллаха, за исключением слова Абд, например Абдуллах. Пример подобного добавления является Хасаб Аллах, Рамат Аллах (милость Аллаха) и т.д. Также порицается добавления слов к слову Расуль (Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует)) • Является порицаемым использовать имена ангелов, или звать людей называть людей названиями сур в Коране, такие как ТаХа, Ясин и т.д. Эти имена являеются аль Хуруф аль Мугатта (буквы которые присутствуют в начале сур; их смысл известен только Аллаху – переводчик), которые не являются именами Пророков. Смотрите Тухфат ал Маудуд ибн Гайима, стр. 109 Существует пять категорий хороших имен: • Первая (наилучшая) категория - имена Абдуллах и Абдуррахман. Передается что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наиболее любимые имена у Аллаха это Абдуллах и Абуррахман» (Сахих Муслим, 1398) • Вторая категория - это имена которые выражают покорность и поклонение Аллаху, такие как Абдульазиз, Абдуррахим, Абудльмалик, Абдиллах, Абдуссалам и т.д. • Третья категория - это имена пророков и посланников. Бессомнения, лучшим из них является Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует), имя Ахмад является одним из его имен. Следующим идут имена «посланников сильного духа» см. 46:35, имена Ибрагим, Муса, Иса и Нух, затем остальные пророки. • Четвертая категория это другие имена праведных рабов Аллаха, наилучшими из которых являются сподвижники нашего Пророка. Является мустахабом использовать их имена, следуя их примеру и надеясь достичь более высокого положения. • Пятая категория это все другие имена которые несут правильное и приятное значение Желательно обратить внимание на ряд вопросов выбирая имя, включающие: 1. Необходимо понимать, что с этим именем человек будет жить всю жизнь, и оно может вызвать неудобства и проблемы в будущем, что вызовет негативную реакция по отношению к тому кто дал ему это имя 2. Выбирая среди имен, необходимо посмотреть на имя под разными углами. Посмотреть на имя, и также подумать как оно будет звучать для ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека, и как оно будет сочетаться с приставкой Абу, и как оно будет подходить его сыну, которого будут называть Сын такого то, сына такого то и т.п. 3. Выбор имени за отцом, потому что ребенку будет отнесена его кунья (сын такого то, дочь такого то). Но является мустахабом для отца привлечь маму ребенка для выбора имя, и спросить ее мнение о том насколько такое то имя хорошее, что бы она чувствовала себя счастливой. 4. Имя ребенку дается отцовское, даже если родители в разводе или отец умер и т.д. даже если он не заботится о ребенке или не видит его совсем. Категорично запрещено давать имя ребенку не относящее его к отцу, кроме случаев, когда ребенок родился в результате прелюбодеяния. В этом случае ребенок должен носить имя (фамилию-перев.) матери и не разрешено ему брать имя отца. Шейх Мухаммад Салих аль Мунаджид |
|