Вопрос #22006: Приглашения

Иногда меня приглашают на обед или на вечеринку. Что мне следует делать, если эти встречи состоят из сплетен, показухи, соревнования в одежде, они издеваются над тем кто одевается просто? Там много болтовни, а у меня много работы. Мой муж и мой дом нуждаются во мне, и каждый момент я провожу в домашних заботах. Это моя миссия. Я также хочу тратить мое время на чтение Корана или полезной книжки. Я не хочу посещать мирские вечеринки, вред от которых больше чем польза, если вообще есть польза. Пожалуйста, посоветуйте, как мне справиться с этим? Какую для меня уважительную причину вы можете посоветовать что бы не ходить на эти вечеринки?
Что следует делать, если хозяйка вечеринки смотрит на меня сверху вниз, и ей нравится что я в затруднительном положении? Следует ли принимать приглашение?

Ответ:

Вся хвала Аллаху.
Передано в Сахих Бухари (1164) и Сахих Муслим (4022), что Абу Хурайра сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У мусульманина над другим мусульманином 5 прав: ответить на приветствие, навестить больного, принять приглашение, участвовать в похоронах, попросить милости за него у Аллаха (т.е. сказать "йархамукАллах") когда он чихнул»

Ученые разделили приглашения на две категории:
1. Приглашение на свадьбу (валима). Большинство ученых говорят, что обязательно принимать подобное приглашение, если нет законной причины для отказа, некоторые из них будут приведены ниже, иншаАллах. Доводом тому что это обязательно принимать эти приглашения является хадис от Абу Хурайры, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Худшая еда это еда для свадьбы, которая приготовлена для тех кто должен был придти и кого пригласили, но приглашенный отказался. Кто не примет приглашения, ослушался Аллаха и Его посланника.
2. Приглашение на различные собрания, отличные от свадебных. Большинство ученых сказали, что принятие этих приглашений мустахаб, и никто не отличался во мнении кроме некоторых Шафиитов и Захиритов, которые сказали что это обязательно. Если мы скажем, что это строгий мустахаб, но мы будем близки к истине. Аллаху известно лучше.

Но ученые установили условия для принятия приглашений. Если эти условия не выполняются, то это ни мустахаб и не обязательно принимать приглашение, наоборот это может быть харамом. Этих условия суммированы шейхом Мухаммадом ибн Усеймином, который сказал:
1. Не должно быть мункар (отрицаемого) в том месте где проходит собрание. Если там есть порицаемое и это возможно будет убрать, то принять участие будет обязательным по двум причинам: ответ на приглашение и изменение порицаемого. Если не возможно убрать, то харам присутствовать там.
2. Человек который приглашает не должен быть из тех оставлять которого является сунной или обязательным (того кто открыто совершает аморальные поступки или грехи, и его оставление приведет к покаянию)
3. Приглашающий должен быть мусульманином. Если он не мусульманин, то не обязательно принимать приглашение, потому что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У мусульманина над другим мусульманином 5 прав:...»
4. Еда должна быть разрешенной.
5. Принятие приглашения не должно привести к оставлению других обязанностей; если это происходит то принимать приглашение харам.
6. Это не должно причинять не удобства приглашенному. Например, если он должен для этого отправиться в путешествие или оставить семью, которая нуждается в нем и т.д.
(аль Гауль аль Муфид 3:111)
Некоторые ученые добавили:
7. Если хозяин разослал общее приглашение, говоря, что все приглашены, то не обязательно принимать его.

Из выше сказанного ясно, что вы не должны принимать подобные приглашения, скорее это может быть харамом для вас, если вы не можете изменить порицаемое (мункар) или если посещение этих вечеринок может повлиять на выполнение вами обязанностей перед мужем и детьми и может помешать заботиться о них. Более того вы не будете в безопасности от зла и вреда. Это причина которая освобождает вас от принятия приглашения которое вы должны принять, не говоря о том, что оно не является обязательным.
Женщины должны помнить о том, чтобы спрашивать разрешения мужа для того чтобы выходить на подобные собрания, на которые они приглашены. Вам следует посоветовать этим сестрам получше использовать их время и их собрания для того чтобы получить от них пользу религиозную или мирскую. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал нас от последствиях собраний в которых Аллах не упоминается. Он сказал: «Люди пожалеют о собраниях на которых они не вспоминали об Аллахе, и не благословляют Пророка, и Он накажет их если захочет, и простит их если захочет.» (Тирмизи (3302), он сказал что это сахих хасан хадис. Также оценен как сахих шейхом Албани в Сахих аль Тирмизи (3:140)

В Сунане Абу Дауда (2412) и в других сборниках передается, что Абу Хурайра сказал: « Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Те кто встают с собрания в котором не упоминалось имя Аллаха, будут подобны людям которые встают с трупа осла, и это будет причиной горя для них» (Оценен как сахих шейхом ан-Навави в РиадуСалихин, 321, и шейхом Албани)

Расскажите им эти хадисы, устно или письменно. В дополнении, вам следует пригласить их к себе домой и использовать эту возможность для того чтобы делать зикры, а также разрешенные вещи которые им нравятся. Возможно Аллах сделает вас причиной для начала благого направления и получения пользы от подобных собраний.

Аллах источник сил.