Вопрос #210595: Её муж считает её неверующей, так как она не считает неверующими других людей Я замужем, и являюсь матерью пяти детей. После двадцати лет супружеской жизни муж стал обвинять меня в моей религии: «Ты обязана признавать неверующего неверующим после его неверия». Я ответила ему, что не стану никого признавать неверующим, пока в этом вопросе не будет ясности и не будут отсутствовать любые преграды этому, и что я должна знать намерение. Он называет меня мурджиткой: «Ты говоришь, что это деяние является неверием, но сам деятель неверующим не является». Он говорит, что незнание не извиняет его, что в это время все неверующие, так как они не признают неверующим тагут. Я ему отвечаю, что тот, кто показывает свою принадлежность к религии, является мусульманином, и его итог у Аллаха. Я должна признавать неверующим своего отца, и каждому жениху, который желает жениться на моей дочери, он разъясняет свои убеждения, и если тот их не принимает, то отказывает ему. Что делать, он отказывается выполнять любые обязанности по отношению ко мне. Я говорю ему: «В моих глазах ты мусульманин, и я отношусь к тебе как к мужу мусульманину, так как боюсь Аллаха. И если ты считаешь меня неверующей, то это твое мнение». Как мне относиться к нему? Помогите мне, учитывая, что я живу в Европе, и у меня нет семьи или другой страны, куда я могу уехать. Ответ: Хвала Аллаху. Для нас и для всех читателей в Вашем вопросе урок, который показывает, как сомнение, зародившееся в человеке, приводит к порче этой жизни и порче религии, сбивает его с прямой дороги, приводит к оставлению обязанностей и лишает самых близких для него людей – жену и детей. И причина всему этому незнание – самый древний враг человека. Начнем с той стороны вопроса, что касается Вас. То, что Ваш муж считает Вас неверующей, не влияет на верность Вашего брака, если только он не произнесет слово о разводе. Так как подозрение в неверии, которое зародилось в муже и вкралось в его сердце, не принимается во внимание, и не один ученый не заявлял об этом и не строил на основании только этого решение о разводе. Причина проблемы, которая произошла с Вашим мужем, заключается в том, что он неверно понимает правило: «Человек, который не считает неверующего неверующим, сам становится неверующим». Это правило упомянул шейх Мухаммад ибн ‘Абд аль-Ваххаб, да помилует его Аллах, в своем труде «Навакыду-ль-ислям»: «Третье: тот, кто не считает неверующими многобожников, или сомневается в их неверии, или считает их путь верным, совершил неверие». В этом правиле говорится о двух группах людей. Первая группа – это многобожники и изначально неверующие люди, например, язычники, иудеи, христиане, и те, кого Всевышний Аллах в Благородном Коране назвал неверующими, например, Абу Ляхаб и Фараон. Тот, кто не считает их неверующими, сам становится неверующим. Вторая группа людей – это люди, которые совершили явное вероотступничество, в отношении которого все ученые единодушны, и которое известно каждому мусульманину. Например, когда человек отрицает воскрешение и Судный День, или отрицает какой-либо аят из Книги Аллаха или совершил другое явное отступничество, в котором нет никаких сомнений и нет разногласий. Таких людей мы также обязаны считать неверующими. Тот, кому было разъяснено их положение, кому были приведены все доводы от лица ученых и знатоков Ислама, но кто все равно не считает подобных людей неверующими, сам становится неверующим. Это слова аль-Кады ‘Ийада, да помилует его Аллах, о единодушном мнении об этом: «Все ученые единодушны /иджма‘/, что человек, который не считает неверующим кого-либо из христиан, иудеев, вероотступников, и отстранится от признания их неверующими или сомневается в их неверии, считается неверующим»[1]. Ибн Теймия упомянул о некоторых течениях батинитов, неверие которых было достоверно установлено: «Слова их дурнее слов христиан, и в них противоречие, подобно которому есть и в словах христиан. Поэтому иногда они говорят о пантеизме, иногда о единении Аллаха с творением, иногда о том, что Аллах принял облик их имама. Идеология этой группы само по себе противоречива, поэтому они обманывают тех, кто не понимает. И все это является неверием: явно и тайно, по единодушному мнению всех мусульман. И тот, кто станет сомневаться в их неверии после знакомства с их словами, и знакомства с исламом, является неверующим, подобным тому, кто станет сомневаться в неверии иудеев, христиан и многобожников»[2]. Что касается вопроса неверия, в отношении которого есть разногласия, или который обычным мусульманам не известен, или в отношении которого есть сомнения, или в отношении которого передается предполагаемое, но не категорическое, единодушие ученых, или если есть разногласия в отношении применения нормы о вероотступничестве к определенному человеку, то при наличии подобных причин, когда есть сомнения или разногласия, нельзя признавать человека неверующим. Так как решение о неверии в этой ситуации – это вопрос иджтихада и различия мнений. Поэтому прежде всего человек, который придерживается иного мнения о неверии в подобной ситуации, должен считаться тем, у кого есть извиняющая причина. Где говорится о неверии этого человека, или о том, что он является последователем нововведения? Этот вопрос не относится к вопросам, когда можно сказать: «Кто не признает неверующим неверующего, сам становится таковым», как это было сказано. В подобных вопросах следует опираться на правило, которое гласит: «Сомнения не удаляют достоверное знание». Следуя этому правилу, все те, кто явно относит себя к мусульманам, кто внешне придерживается ислама и доволен им, не считаются вероотступниками, пока не будет приведено явное несомненное доказательством в их неверии, а не просто сомнение и толкование. Во времена шейха ‘Абд аль-Латыфа ибн ‘Абд ар-Рахмана ибн Хасана, который был одним из имамов в Неджде и являлся внуком шейха Мухаммада ибн ‘Абд аль-Ваххаба, появились некоторые люди крайних убеждений, которые стали считать других неверующими, понимая неверно это правило. Он написал им, критикуя их действия: «В 64 году я видел двух мужчин, отклонившихся подобных вам, из аль-Ахсы. Они перестали посещать пятничные и коллективные молитвы и стали считать неверующими мусульман той страны. И аргументировали это теми же доводами, что и вы. Они говорили: „Жители аль-Ахсы сидят вместе с Ибн Фейрузом, они общаются с ним, хотя он и подобные ему не признают тагутневерующим. Ибн Фейруз не сказал ясно о неверии своего деда, который отверг призыв шейха Мухаммада, не принял его и враждовал с ним“. Они сказали, что тот, кто не считал его неверующим, считается неверующим в Аллаха, (так как) он не признает неверующим тагут, и также тот, кто сидит с подобными людьми. Они, опираясь на эти две ложные основы, стали основывать то, к чему приводит явное вероотступничество. Они перестали даже отвечать на приветствие. О них рассказали мне, я пригласил их, пригрозил им и поговорил с ними строго. Во-первых, они считали, что исповедуют то, что исповедовал шейх Мухаммад ибн ‘Абд аль-Ваххаб, и что у них есть его послания. Я указал им на их ошибки, опроверг их заблуждение тем, что пришло мне тогда на ум. Я сообщил им о том, что шейх не причастен к подобным убеждениям и этой идеологии, и что он признает неверующим кого-либо только в том случае, если все мусульмане единодушны в его неверии: например, человека, который совершает большое многобожие, человека, который не верует в аяты Аллаха и посланников или что-то из этого после доведения довода. Например, неверными являются те, кто поклоняются праведникам, взывают к ним наряду с Аллахом и придают Ему сотоварищей в Том, что пристало только Ему – в поклонении и в признании Его Богом. В этом ученые, верующие и последователи определенных мазхабов единодушны. Они выделяют этот вопрос в важную главу, упоминают в ней положение и решения по этому вопросу, разъясняют что приводит к отступничеству, к чему оно приводит, и пишут о многобожии. Ибн Хаджар выделил этот вопрос в своей книге, которую назвал: „аль-И‘лям би-каваты‘ы-ль-ислям“. Упомянутые выше персы выразили свое сожаление и покаяние, утверждали, что им явилась истина, а после они переехали в ас-Сахль и вернулись к предыдущим словам. До нас пришла весть о том, что они стали считать неверующими имамов за их переписку с египетскими правителями. Они считали неверующими мусульманских ученых, которые общались с ними, и тех, кто переписывался с ними. Прибегаем к Аллаху от заблуждения после прямого пути. До нас дошло подобное и о вас, вы смело пустились в размышления по подобным вопросам, по вопросам, о которых (должны) говорить только ученые, обладающие разумом, которых Аллах наделил пониманием, мудростью и возможностью отличать истину ото лжи. Что касается обвинения в неверии по подобным причинам, которые вам кажутся действиями, выводящими из ислама, то такова идеология отклонившихся харуритов[3], которые выступили против ‘Али ибн Аби Талиба, повелителя правоверных, и тех сподвижников, что были с ним»[4]. Ученым Постоянного Комитета задали вопрос: «У нас распространилось такое явление, как поклонение могилам. В то же время есть люди, которые защищают этих поклоняющихся и говорят: „Они являются мусульманами, у которых есть извиняющие их причины, так как они не обладают знанием, поэтому нет препятствий тому, чтобы они женились на наших девушках, и нет проблем в том, чтобы совершать молитву за ними. Они обладают всеми правами, которые обладают другие мусульмане“». Ученые Постоянного Комитета: «… Запрещено последователям единобожия, которые убеждены, что люди, поклоняющиеся могилам, являются неверующими, считать неверующими своих братьев единобожников, которые отстранились от обвинения тех в неверии, пока тем не будет доведено ясное доказательство (неверности их действий – поклонения могилам). Так как они отстранились от признания их неверующими из-за сомнения. Таково их убеждение, которое заключается в том, что до того, как этих людей, поклоняющихся могилам, признавать неверующими, необходимо довести до них довод. Противоположно этому положение тех, в неверии которых нет сомнений, например, иудеев, христиан, коммунистов и прочих. В неверии этих групп людей сомнений нет, как нет сомнений и в неверии тех, кто не признает их неверующими. Просим Аллаха о помощи, просим Его, пречист Он, исправить положение мусульман, наделить их пониманием религии! Прибегаем к Нему от зла наших душ, от наших дурных дел и от того, чтобы говорить об Аллаха и Его Посланнике, да благословит его Аллах и приветствует, без знания. Воистину, Он способен на это! Да благословит Аллах и приветствует Пророка нашего Мухаммада, его род и его сподвижников. Фетва Постоянного Комитета по научным исследованиям и фетвам. Председатель: ‘Абд аль-‘Азиз ибн ‘Абдуллах ибн Баз. Заместитель председателя: ‘Абд ар-Раззак ‘Афифи»[5]. Доктор Насыр аль-‘Акль, да хранит его Аллах, отвечая на вопрос о том, есть ли разница между словами „Тот, кто не называет неверующего неверующим, является неверующим“ и словами „Тот, кто не называет многобожников неверующими, является неверующим“, сказал: «Несомненно, между этими предложениями есть разница, так как многие из тех, кто говорит: „Кто не признает неверующего….“ имеют в виду неверие, которое неверием считают они, тогда как другие люди считают по-другому. Что же касается многобожника, то в этом вопросе нет сомнений, он ясен. Нет сомнений в том, что многобожники являются неверующими, а также лицемеры, о лицемерии которых сказал Аллах, так как иным способом мы не можем узнать о лицемерии человека. А также иудеи, христиане и все те, кто не засвидетельствовал о том, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, являются неверующими. И человек, который не признает их таковыми, в основе, считается неверующим, однако этот вопрос нуждается в подтверждении и уточнении о том, что говорит человек, и о чем знает; или он не знает, или есть другие причины и пр.»[6]. Резюмируя все вышесказанное, мы советуем Вас проявлять терпение по отношению к мужу, хорошо к нему относиться и продолжать давать ему добрые советы, указывать ему на слова ученых. И, возможно, он отстранится от обвинения в неверии, станет выполнять все обязанности перед Вами, которыми его обязал Аллах, и поймет опасность своей крайности. Для дополнительной информации обратитесь к ответам на вопросы № 85102 и № 153830. А Аллаху ведомо лучше [1] Аль-Кады ‘Ийад. Аш-Шифа. Т. 2. С. 281. [2] Ибн Теймийа. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 2. С. 368. [3] Харуриты = хариджиты. [4] Ад-Дурару-с-санния фи-ль-аджуибати-н-надждия. Т. 1. С. 466. [5] Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 2. С. 150-151. [6] Аль-‘Акль Насыр. Шарху-т-тахауийа. Т. 15. С. 67 (нумерация по электронной библиотеке «аш-Шамиля»). |
|