Вопрос #1692: есть ли имена, запрещенные в шариате, которыми нельзя называть? Что это за имена?

Eсть ли имена, запрещенные в шариате, которыми нельзя называть? Что это за имена?

Ответ:

хвала Аллаху.

Да, есть имена, запрещенные шариатом, которыми нельзя называть, например:

1. Запрещено называть любым именем, которое принадлежит только Всевышнему Аллаху, как аль-Халикъ الخالق («Создатель»), аль-Къуддус القدوس или именем, которое подходит только к Аллаху, как Малик аль-мулюк

1. ملك الملوك («царь царей»), и с этим согласны все факъихи.

Ибн аль-Къаййим привел имена, которыми можно называть только Аллаха: Аллах الله , ар-Рахман الرحمن , аль-Хакам الحكم , аль-Ахад الأحد , ас-Самад الصمد , аль-Халикъ الخالق , ар-Раззакъ الرزاق , аль-Джаббар الجبار , аль-Мутакаббир المتكبر , аль-Авваль الأول , аль-Ахир الآخر , аль-Батын الباطن и Аллямуль-гуюб غلام الغيوب («Тухфат аль-Мавдуд», стр. 98).

То, что указывает на запретность называть именами, относящимися только к Всевышнему Аллаху, как Малик аль-мулюк – хадис, приведенный аль-Бухари и Муслимом от Абу Гурейры رضي الله عنه, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:

أخنى الأسماء يوم القيامة عند الله رجل تسمى ملك الملوك

«Самое непристойное имя в Судный день перед Аллахом будет у человека, которого зовут Малик аль-Мулюк» (хадис № 2606). В «Сахихе» Муслима этот хадис звучит так:

أغيظ رجل على الله يوم القيامة ، أخبثه واغيظه عليه : رجل كان يسمى ملك الأملاك ، لا ملك إلا الله

«Сильнее всего рассердит Аллаха в Судный день человек, которого звали Малик аль-Мулюк, нет малика (царя), кроме Аллаха» (хадис № 2143).

Что касается общих имен между Аллахом и Его созданиями, то так называть можно, как Али علي, Латиф لطيف и Бадиъ بديع .

Аль-Хасафи сказал: «Значения этих имен относительно нас отличаются от того, что имеется в виду у Всевышнего Аллаха».


2. Запрещено называть именами, которые подобают только пророку صلى الله عليه وسلم, как Сайид Валяд Адам سيد ولد آدم («господин сынов Адама»), Сайидуннас سيد الناس («господин людей»), Саййидуль-кулль سيد الكل («господин всех»), потому что эти имена, как упомянули ханбалиты, подходят только к пророку صلى الله عليه وسلم.

3. Запрещено называть любым именем на «абд», к которому добавлено не имя Аллаха, как Абдулузза عبد العزى («раб аль-Уззы»), Абдулкаъба عبد الكعبة («раб Каъбы»), Абдуддар عبد الدار («раб ад-Дара»), Абдуали عبد علي («раб Али»), Абдулхусейн عبد الحسين («раб аль-Хусейна»), Абдулмасих عبد المسيح («раб Мессии») и т.д. («Хашия» Ибн Абидина, 5\268, «Мугниль-мухтадж», 4\295, «Тухфатуль-мухтадж», 10\373, «Кашшаф аль-къинаъ», 3\27, «Тухфатуль-Мавдуд», стр. 90).

Далил на запретность называть такими именами – то, что привел Ибн Аби Шейба от Язида бин аль-Микъдама бин Шурейха, от его отца, от его деда Гани бин Язида رضي الله عنه, который сказал: «К пророку صلى الله عليه وسلم пришла делегация из народа, и он услышал, как одного человека называют Абдулхаджар عبد الحجر («раб камня»), и он спросил его:

ما اسمـك ؟

«Как тебя зовут?» Он сказал: «Абдулхаджар», и посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал ему:

إنما أنت عبد الله


«Воистину, ты Абдулла» («аль-Мавсуа аль-фикъхия», 11\335).

4. Запрещено называть именами идолов, которым поклоняются помимо Аллаха.


5.Запрещено называть именами шайтанов, как Иблис إبليس , Ханзаб خنزب , и в сунне приводится, что люди, которых так звали, изменяли свои имена.


Что касается нежелательных имен, то их можно распределить следующим образом:


1. Нежелательным является называть именем, которое режет слух из-за своего значения или звучания, что может вызвать насмешку или конфуз для обладателей таких имен, оказать на них плохое влияние помимо того, что это является противоречием наставлению пророка صلى الله عليه وسلم улучшать имена.

2. Нежелательным является называть именами, имеющими значения, связанные с похотью и слабостью. Таких имен очень много среди женских, например, Фатен فاتن («очаровывающая») или Мигнадж مغناج («кокетливая, игривая»).


3. Нежелательно преднамеренно называть детей именами нечестивцев из числа актеров, певцов и музыкантов.

Из видимых проявлений отсутствия у некоторых людей имана то, что когда они увидят театральную постановку, в которой присутствуют развратные женщины, спешат, как безумные, называть своих детей в их честь. Тот, кто видел метрики новорожденных, записанных сразу после проведения такой постановки, увидит правдивость этих слов. И к Аллаху обращаем жалобы.


4. Нежелательным является называть именами, которые указывают на грех или неповиновение.

5. Нежелательным является называть именами фараонов и тиранов.

6. Нежелательно называть иностранными именами, которые используются в основном кафирами.


Мусульманин, довольный своей религией, отдаляется от подобных имен и даже близко к ним не подходит. Фитна от таких имен возросла в наше время, и люди заимствуют имена кафиров из Европы и Америки, и это – грех и одна из причин поражения. Даже если подражание кафирам в их именах происходит из-за каприза и неразвитости ума, в этом содержится большой грех, а если так называют, считая, что кафирские имена лучше, чем имена мусульман – в этом есть огромная опасность, колеблющая основы веры, и в обоих случаях нужно спешить к покаянию, и перемена таких имен – одно из условий покаяния в этой ситуации.

И некоторые мусульмане наших дней называют своих дочерей Линдой, Нэнси, Дианой и т.д., и к Аллаху обращаем жалобы.

7. Нежелательно называть детей именами животных, известных своими плохими качествами, например, Химар حمار («осел»), Тейс تيس («козел») и т.д.


8.Нежелательно называть именем, состоящим из двух слов, второе из которых «ад-дин» («религия») и «аль-ислам», потому что такие имена несут в себе значение с тазкией (восхвалением), например, Нуруддин نور الدين («свет религии»), Зияуддин ضياء الدين («сияние религии»), Сайфулислам سيف الإسلام («меч ислама»), Нурулислам نور الإسلام («свет ислама»). Тот, кого так зовут, может не соответствовать своему имени, и когда он вырастет, то может стать бедой для мусульман, врагом религии, а его будут звать «помощник религии» (Насеруддин). Нежелательно так называть из-за величия двух этих слов – «ад-дин» и «аль-ислам». Добавление другого имени к ним приводит к пустым притязаниям и является ложью по отношению к человеку. Поэтому некоторые ученые сказали, что давать такие имена харам, но большинство согласилось на том, что данные имена – макруха (нежелательные), потому что они обладают неправильным значением.
Иногда такое имя бывает запрещено по двум причинам, например, Шихабуддин شهاب الدين. Шихаб – «головешка» или «факел», а к нему добавлено «ад-дин». Некоторые дошли до того, что называют Захабуддин ذهب الدين («золото религии»), Масуддин ماس الدين («алмаз религии»), а другие могут назвать Джаханнам جهنم («ад»), Ракъатейн ركعتين («2 ракъата»), Саджед ساجد («совершающий земной поклон – саджду»), Ракиъ راكع («совершающий рукуъ»), Закир ذاكر («поминающий») и т.д.

Ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, не любил, когда его называли Мухйиддин («оживляющий религию»), а шейх аль-ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, не любил, когда его называли Такъиюддин и говорил: «Но моя семья дала мне такое прозвище, и оно стало известно».

9. Нежелательным большинство ученых сочло называть детей именами ангелов, мир им. Что касается того, чтобы называть женщин именем ангелов, то это харам, т.к. в этом уподобление мушрикам в том, что они считали ангелов дочерьми Аллаха.


11. Многие ученые сочли нежелательным называть именами коранических сур, например, Таха طه, Ясин ياسين , Хамим حم. Что касается слов простого народа, что Ясин и Таха – имена пророка صلى الله عليه وسلم, то это неправильно.11. Имена, которые содержат в себе тазкию, как Барра برة («благочестивая»), Такъи تقي («богобоязненный») и Абид عابد («поклоняющийся»). См. «Тухфат аль-Мавдуд» Ибн аль-Къаййима и «Тасмият аль-мавлюд» Бакра Абу Зейда.

И Аллах лучше знает.

Шейх Мухаммад Салех аль-Мунаджжид